Страничка учителя - логопеда

 Муниципальное бюджетное              

дошкольное образовательное

учреждение

"Детский сад № 133"

 

 

Страничка учителя-логопеда

 

  

Основные направления деятельности учителя-логопеда в МБДОУ «Детский сад № 73 «Сказка»

1. Диагностическая деятельность (проведение исследований)

Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность учителя-логопеда предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с  целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи включает:

·        Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

·        Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

·        Совместная деятельность с воспитателями.

·        Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи, общей моторики детей.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

Фронтальные  коррекционно-развивающие занятия:

·       по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

·       по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

·       На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями)  и педагогами

Просветительская деятельность учителя-логопеда подразумевает:

·       Совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

·       Пропаганду логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

·       Консультативная работа учителя-логопеда  – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. 

Основные направления  консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями:

·        Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

·        Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

·        Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

·        Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика,  некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

·        Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность

·        разработка методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

·        перспективное планирование;

·        изучение и обобщение передового опыта;

·        участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

·        обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

·        поиск наилучших средств коррекции речи детей;

·        изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

·        самообразование;

·        изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность 

Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

·        Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

·        Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

·        Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда. 

 Содержание деятельности учителя-логопеда в рамках районной ПМПК

 Работа с детьми.

·       Плановое и углубленное обследование речевого развития детей 

 С педагогами.

·       Совместная работа по выявлению детей, которые имеют нарушения в речевом развитии. 

С родителями(законными представителями).

·       Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей).

План работы учителя-логопеда по образовательной области "Речевое развитие"

Тит. лист

 

Рекомендации для родителей

Артикуляционные упражнения.

 Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лягушечка» - «Хоботок»

 

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка

 

«Заборчик»

 

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

  

«Лопаточка» - «Иголочка»

 

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Качели»

 

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

 

«Часики»

 

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

 

«Горка»

 

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

 

«Чашечка»

 

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

 

«Вкусное варенье»

 

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

 

«Лошадка»

 

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.

 

«Грибок»

 

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

 

«Барабан»

 

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

 

«Чистим зубки»

 

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения